«Каждую копейку собираем, чтобы поехать на гонку». Семья Славинских про то, как собирается дойти до Ф1

Фото_1

Специально для проекта «Спор про спорт» на радио «Минская волна» Денис Славинский и его отец Сергей подробно рассказали, что собой представляет гонка Rotax Max Grand Finals, у кого надо просить денег на выезды и как избежать тренировок «ни о чем». 

Гоночная Олимпиада, удивленные англичане, украинцы с господдержкой

Денис: Это был мой самый первый Гранд Финал. Очень понравилось то, что все в одинаковых условиях. Максимально ужаты вариации по настройкам. Поэтому очень важную роль играло мастерство пилота.

— А сам для себя как оцениваешь гонку?

— Мне и сама гонка, и организационная часть очень сильно понравилась. Трасса тоже. Все было круто 🙂

— Чем трасса понравилась?

— Было два очень длинных прямика, два затяжных правых поворота, на которых очень круто было разгоняться. На прямике максимальная скорость была 130 км/ч. После дальнего прямика было очень эффективное торможение, а после него – хитрая эска, через которую некоторые прыгали.

— Вопрос Сергею. Вы большую часть Гранд Финала были в качестве механика, правильно?

— Не совсем так. Только один эпизод был, когда я был задействован как механик. Мы тогда готовились к дождевой гонке, и нужно было срочно и быстро перестроить машину. А в основном с техникой справлялся Марк Вадимович Селявко, наш тренер.

— Но он, предполагаю, был занят в том числе и наставлениями Дениса по пилотажу. А на вас легла больше психологическая подготовка, так?

— Скорее всего, вопрос в том, что Марк Вадимович занимался техникой. Но, естественно, мы отрабатывали и тактику ведения гонки. Каждый вечер со схемой трассы разбирали, как вести себя, как действовать. Конечно, все нельзя предугадать. Но какие-то моменты у нас получилось.

Задача механика – получить очень точную информацию от пилота. К сожалению, у нас так называемых «говорящих» гонщиков – которые несут информацию – очень мало. Даже англичане, немцы, французы – они очень сильно оборудованы электроникой. На каждого гонщика стоит компьютер. По нему механики видят, как пилот проехал, и, соответственно, вносят нужные настройки. У нас такой технической поддержки нет. Всю информацию, которая есть на треке, несет гонщик. Он приезжает и рассказывает, чего ему не хватает.

— Где берете финансы на картинг? Ведь дело это затратное, с учетом выездов за рубеж.                  

— К сожалению, со спонсорами у нас очень большая проблема. Практически два-два с половиной года бьемся, чтобы найти их, привлечь интерес к картингу, к данному пилоту. Но пока у нас ничего не получается.

— Слышал, что в этом сезоне вы пытались привлечь поддержку из-за рубежа.

— В этом случае у нас надежда только одна – что мы, в конце концов, выиграем Еврочеллендж и Гранд Финал. И это реально даже при тех условиях, которые у нас сейчас. Хотя те же самые англичане не понимают, как мы в таком состоянии еще можем ехать в десятке лучших пилотов юниорского класса.

Мы едем постоянно на одном и том же шасси. Они меняют раму каждую гонку. Во-вторых, разница в оснащении, оборудовании. Технически мы отстаем на порядок. Тем не менее, двигаемся вперед! 🙂

Фото_2

— Возвращаясь к теме Гранд Финала. Понятно, что это такой чемпионат мира, где у каждой команды своя символика, униформа и так далее. Что касается нашей команды – комбинезоны в цвета госфлага шили вы или организаторы предоставили?

— Организацией Гранд Финала у нас никто не занимался кроме нас самих. Комбинезоны пошили буквально за пару дней до отъезда в Испанию. Выглядели мы там не очень хорошо в том плане, что все остальные команды как будто приехали на гоночную Олимпиаду. У нас же только пилоты были в национальных комбинезонах. А мы все в чем были, в том были.

—  И что, даже украинцы, которые размещались рядом, выглядели лучше?

—  Они были экипированы с ног до головы! В национальных кепках, байках, костюмах, куртках – я уже не говорю про все остальное. Все национальное от А до Я, несмотря на то, что сейчас у них там такая политическая ситуация. Видно и чувствовалось, что их государство отправило на гоночную Олимпиаду.

Занимательная нумерология, Господь, аккуратный Гранд Финал

— Пора будить Дениса, а то он заснул в уголке 🙂 Тебе вопрос в продолжение темы. На твоем комбинезоне было число 58, несмотря на то, что стартовал ты под номером 141. Так получается, что ты почти всю карьеру проводишь под 58. Это счастливое число?

Да, я со своей самой первой гонки езжу под этим номером. И сейчас выступаю под ним на всех соревнованиях. Я хочу дальше использовать 58 на всех тех гонках, где это возможно. Это мое число.

— Ну а чем был обусловлен выбор?

Сергей: А можно папа ответит?

— Конечно.

— Денис не мог выбрать это число. Выбрал это число папа. Мы все находимся под какими-то звездами, цифрами и по отношению к чему-то. Поэтому 58 это его число. Высчитанное.

Фото_3

— Занимательная нумерология, короче говоря. Вернемся к Гранд Финалу. Какую часть расходов там несут организаторы?

— Со стороны организаторов? Ну… Любая гонка – это серьезные финансовые затраты.

— А конкретнее?

— Могу отметить такой момент. Мы ехали на шасси SodiKart, французской машине. И когда сдавали раму представителям компании, то они рассмотрели ее со всех сторон. Они ее промерили и были удивлены тому, что это была, наверное, единственная машина на Гранд Финале, которая не потребовала финансовых затрат. Рама была ровная, чистая, не царапанная. Единственное, на что мы потратили деньги, это на согнутый кулак в тренировочной дождевой сессии в последний день, передний отбойник и расклейку.

— Понятно, что тема финансов для картингистов довольно деликатная. И все-таки, сколько стоит белорусу выехать за рубеж?

—  Ну, это такой вопрос…

— Пардон, что перебил. Просто не раз спрашивал у картингистов, сколько они тратят на гонки, и каждый раз они начинают отводить взгляд, смотреть куда-то в потолок, в небо – куда угодно. И спрыгивают с темы. Такое впечатление, как будто это в налоговой спрашивают.

— Понимаешь, Вадим. Дело в том, что соврать не хочется. А с другой стороны, сам иногда удивляюсь тому, откуда берутся деньги. Становишься на колени, просишь у бога: «Господи, помоги». Так и едем на следующий этап.

— Ладно. Кем работаете?

— Вообще, я являюсь директором ОДО «Зафира». Это маленькое предприятие. Зарплата небольшая. Хотелось бы больше, чтобы сына довести до Формулы-1. Не знаю, получится или нет. Но стараемся.

Если ехать Еврочеллендж, то чем дальше дорога, тем больше надо денег. Стартовый взнос у них – 1800 евро. На запчасти и непредвиденные обстоятельства надо иметь еще тысячу-полторы. Плюс дорога только в одну сторону 800-900 евро.

Многие считают, что я ненормальный, потому что эти деньги можно было потратить на отпуск, на развлечения, на еще что-нибудь. Но мы каждую копейку собираем всей семьей для того, чтобы поехать на гонку.

— К Денису обращусь. Ты в одном из интервью по ходу сезона сказал, что «чем больше гонок, тем больше я повышаю свой уровень». Не считал, сколько в этом году суммарно получилось выездов?

Примерно 20 гонок, в основном по Европе.

— Какая из них запомнилась сильнее всего?

— Победа в Австрии. Хотя, конечно, каждая гонка запоминается по-своему. Это, грубо говоря, своя история. Все гонки по-своему интересны.

— В этом году ты получил символическую награду лучшему пилоту первенства Беларуси. Этот трофей для тебя что-то значит?

— В любом случае, это приятно. Пускай признан лучшим и неофициально.

Фото_4

Вопрос к Сергею. Вместе с Денисом вы уже больше пяти лет в картинге. Насколько изменился уровень нашего чемпионата и первенства?

Когда мы пришли, число гонщиков на треке было больше, чем год-два назад. Пошел какой-то спад. Но на сегодня хочу сказать огромное спасибо Белорусской федерации картинга, которая в этом сезоне организовала соревнования просто великолепно. Надеюсь, в следующем году будет еще лучше, еще интереснее.

— Денису этот же вопрос переадресую. Как с точки зрения пилота?

— Изменилась организация с этого года. Например, Вадим был на одной из гонок, комментировал ее. И это очень сильно понравилось. Это было круто.

— Спасибо 🙂

— Также начало интересоваться телевидение. Пошло движение. Раньше картинг был… Ну, картинг-картинг – никому не нужен. А сейчас стал более популярным, можно так сказать. За последний год число участников прибавилось. Думаю, в дальнейшем картинг и автоспорт в целом будут более популярны, чем, например, два года назад.

— За счет чего в первенстве Беларуси ты быстрее соперников, и чего не хватает, чтобы также уверенно раз за разом побеждать за рубежом?

У ребят, которые едут в тройке на Еврочеллендже, больше опыта, чем у меня. Уверен, что у них гонка каждый уикенд; они соперничают не только в Rotax, но и в классе KF – это другой чемпионат. Они часто меняют рамы, что позволяет им улучшать себя и накапливать опыт.

В Беларуси, конечно, как только я начал выезжать в Европу, у меня тут же поднялся уровень, опыт. Я стал грамотнее пилотировать. Думаю, за счет этого я отъезжаю от соперников в нашем первенстве.

Фото_6

Необиженный брат, Радом, тесты в Euroformula

— Многие думают, что картинг – это ерунда, руль да две педальки. Чего там ехать? Но это ведь такой же спорт. Как ты тренируешься физически?

— Когда я в первый раз сел в юниорский Rotax, то было очень тяжело ехать, постоянно уставал. Не хватало выносливости. Но за предыдущую зиму я тренировался и работал над собой. Выносливости, кстати, не хватает и сейчас. Поэтому занимаюсь до сих пор. Плюс надо куда-то дальше переходить.

— Физическими тренировками сам занимаешься или кто-то подсказывает и контролирует?

— И Марк Вадимович, и папа помогают. В основном, после школы прихожу и занимаюсь.

— Кстати о школе. Как там относятся, что тебя часто нет на занятиях?

—  В школе понимают, что я езжу на гонки высокого уровня. Прихожу после, как-то пересдаю. Беру дополнительные занятия. Понимают, прощают. Где-то закрывают глаза. Но я стараюсь, как могу. На гонки беру учебники. С Марком Вадимовичем учу математику, физику.

Сергей: Вот с этим нам очень повезло. Марк Вадимович – очень грамотный в математике, физике и химии. В дороге мы проводим до трех суток. И за это время они разбирают не один параграф.

— Кстати, Денис вот сказал про то, что вы помогаете ему на тренировках. Какие упражнения предлагали сыну?

—  Вообще, еще в пять лет мы пошли в гимнастику. И мы стояли на рубеже того, чтобы профессионально заниматься гимнастикой. Но ушли в таэквондо, потом восточные единоборства. И каждый день – суббота или воскресенье, будни или праздники – у нас физическая подготовка как «Отче наш». По часу-полтора в день. Это подтягивания, отжимания, скакалка…

Денис: Велосипед…

Сергей: Да, велосипед еще, резинки. Ну и многое другое.

Денис:   Хочу еще добавить, что нагрузку при езде в картинге реально никакими упражнениями до конца не восполнишь.

— В том числе и мышцы шеи, так?

— Ну да. В этом плане стоит вспомнить трассу в польском городе Радом. Там, по-моему, 13 поворотов и только два из них левые. И причем все это со спуском, с подъемом. Очень нагрузка была большая на шею, конечно. Многие гонщики даже ставили растяжку от шеи к плечу.

— И сколько заезд длился там в среднем?

— 24 круга 🙂

 — На награждении по итогам белорусского первенства ты был в майке AC/DC – Back in Black. Слушаешь музыку перед заездами?

— Я люблю слушать AC/DC. Вкус к ним привил мне отец. У него в молодости была своя рок-группа. Мне очень сильно нравится рок.

Перед заездом я не слушаю музыку. Но много раз замечал, что пилоты разных формул ходят перед заездом в наушниках. Я перед гонкой максимально сосредоточен. Думаю только о ней.

— А с чего все началось?

— Вообще, секцию по картингу нашел мой брат. Это было зимой. Он приехал и говорит: «Папа, хочу записаться. Поехали». Ну я и увязался за ними. Брату в итоге сказали, что ему уже поздно – тогда было 14 лет. Зато мне в самый раз – семь лет. Спросили: «Хочешь заниматься? — Хочу!».

— Брат не обиделся?

— В итоге мы работаем над одной целью. Роль Андрея колоссальна. Он занимается моим сайтом, снимает видео. Ездил со мной на Гранд Финал, оттуда писал дневник… Я доволен, что у меня есть такой классный брат 🙂

— Перед заездом ты обычно очень активно разминаешься прямо в предстартовой зоне, как, пожалуй, никто в Беларуси. Подсмотрел разогрев на гонках в Европе?

— На Европе много кто так разминается. И это помогает! Я пробовал как-то перед тренировкой. Обычно, не размявшись таким способом, едешь – и тренировка ни о чем получается. А разогрелся как следует – и совсем другое дело. Кровь циркулирует по организму. Ты собран и готов атаковать.

Фото_7

— В конце белорусского сезона говорили, что сейчас смотрите на молодежные евроформулы как следующий шаг после картинга. Что насчет них?

Сергей: Я отвечу на этот вопрос. Основная проблема – финансирование. Если мы найдем деньги, то готовы хоть завтра поехать на тесты формул. Конечно, представить себе, что мы не сможем это сделать, будет больно, обидно и ужасно. Хотя мы могли уже и в этом году, в декабре, съездить на тесты Euroformula. Это такая французская серия.

— Тем не менее, Денис достаточно молод – всего 15 лет. Ему не критично еще на пару лет задержаться в картинге.

—  Конечно. Поэтому в следующем году мы планируем проехать весь Еврочеллендж, чемпионат Центральной и Восточной Европы, польский чемпионат и наше первенство. Хотелось бы, конечно, и в Россию съездить. Но все зависит только от финансов.

Фото_8

Вопросы задавали Вадим Зенькевич и Виктория Шмановская

Фото Андрея Славинского