Юрий Михайлович Баранов является мастером спорта СССР, многократным победителем чемпионатов БССР по различным видам мотогонок, тренером, подготовившим не одну плеяду талантливых спортсменов, которые побеждали в чемпионатах Беларуси и Советского Союза. Сегодня человек, который так много сделал для отечественного мотоспорта, делится своими воспоминаниями.
Началось все в далеком 1957 году. Жил я в одном доме с Николаем Антоновичем Змитровичем (очень известный гонщик, мастер спорта по авто- и мотоспорту. — Прим. автора), он был старше меня на 7 лет и занимался мотоспортом. Коля ухаживал за моей сестрой и постоянно приезжал домой на спортивных мотоциклах. Мотоцикл в то время был роскошью, спортивный тем более. Все это завораживало. И я решил тоже стать мотогонщиком. Со своим одноклассником Женей Пегановым записались в мотосекцию Дворца офицеров. Команда там была очень сильная, порядка 20 спортсменов, которые всегда успешно выступали в чемпионатах БССР и СССР. Понятное дело, сразу мотоцикл никто нам не дал, где-то, конечно, разрешали прокатиться, но не более. Стали мы механиками. Крутили гайки, мыли технику, обслуживали спортсменов на соревнованиях, получали технические навыки в ремонте двигателей, их настройке.
Так до армии я оставался механиком. В 1960 году меня призвали на срочную службу в ряды Вооруженных сил Советского Союза. И так случилось, что на один год я попал в спортивную роту, которая располагалась в Колодищах. Техники было море, запчастей тоже. Служил я с тем же Пегановым и с другими друзьями-мотоциклистами. Так что компания собралась, и целый год мы на этих армейских мотоциклах гоняли, тренировались, набирались опыта. Затем клуб развалился, так как мотоспорт убрали из чемпионата СССР среди военнослужащих. И два года мы дослуживали в обычной части.
В 63-м я демобилизовался и пошел работать на Минский мото-велозавод. Тренером там работал известный белорусский авто- и мотогонщик Александр Федорович Красовский. Сразу получил мотоцикл. Так в цеху смену отработаешь, потом домой, перекусил — и снова в клуб технику готовить. В то время на заводе большая команда была, человек 15, мастера спорта, очень сильные гонщики. Даже первенство завода проводили.
Там у меня появились новые друзья. Познакомился со слесарями, которые помогали изготавливать сложные детали для двигателя и ходовой части. Стал участвовать в соревнованиях, начал показывать неплохие результаты. В 1964 году пришел первый успех — второе место в чемпионате БССР по мотокроссу в классе 125. Так пошло и поехало. Я постоянно начал ездить по медалям. На Чемпионате 1965 года у меня вновь серебро.
Но участвовал я не только в кроссе, были медали и в других дисциплинах. Это шоссейно-кольцевые гонки, многодневные, гонки по ледяной дорожке.
В 1965 я впервые попал в сборную республики и поехал на чемпионат Союза по «кольцу». Гонка проходила в Каунасе, на трассе ‘Неманское кольцо’. Неплохо стартанул, уверенно ехал и, в конце концов, вышел на третье место. Пошел дождь. Последний круг. Душа заиграла, что вот он, финиш. Последний поворот на 90 градусов — и я его мажу. Машину сносит, но я ее удержал, двигатель не заглох, но драгоценные секунды потеряны и к финишу я пришел шестым. Мой второй сезон, 6 место на чемпионате Советского Союза — прекрасный результат.
В конце 65-го в Орше проходил мотокросс памяти Героя Советского Союза Заслонова. И мой друг Владимир Сахновский предложил мне свой мотоцикл класса 175, который он готовил совместно с призером чемпионата мира — украинцем Виктором Григорьевым. Машина была идеальной, и грех был на ней не выиграть гонку. Что я, конечно же, и сделал. Настолько мне понравился этот новый для меня класс 175, что я решил остаться там выступать.
После этой гонки меня пригласили выступать за команды областного спортивно-технического клуба, где тренером работал Владимир Васильевич Оседовский. Команда там была очень сильной — это Николай Кобелев, Лев Воронович, Николай Змитрович и другие. На высоком уровне было и обеспечение. Сразу получил мотоцикл «К-175» ковровского завода им. Дегтярева. И старенький «Чезет». К тому моменту с завода я уже ушел и работал в милиции, слесарем по ремонту мотоциклов. На работе уставал страшно, но все равно находил в себе силы и шел в клуб готовить мотоциклы к гонкам. А их к тому моменту у меня было уже четыре — для кросса, ‘кольца’, льда и многодневки. ‘Коньком’ стала многодневка. Лев Воронович к тому моменту уже был в сборной СССР и многим секретам меня научил. В итоге в 1966 году я стал чемпионом республики по многодневным гонкам в классе 175. В 1967 вновь первое место. В 68-м опять золото. И так восемь лет подряд. Разумеется, был в составе сборной и выступал на чемпионатах страны. Но здесь постоянно не везло, до медали всегда совсем чуть-чуть не дотягивал. Вот, например, в Алма-Ате. Пятый день гонки я лидирую, и, в общем, надо только доехать. В шестой заключительный день короткая программа — мотокросс и, можно сказать, ‘карты сыграны’. И вот до финиша километров 20 остается, спуск с горы, речка, деревня и все. С горы спустился, через реку проехал, отвлекся и тормоза не просушил. Въехал в деревню, там асфальт, ручку газа до конца и пошел. Поворот на 90 градусов, я — по тормозам, а мне — фигура из трех пальцев. Скорость приличная, надо было закладывать, но растерялся и — по прямой. А там овраг глубиной метров 20. Удар был такой силы, что переднее колесо до заднего сложилось, так ‘вилку’ загнуло. Ударился головой, потерял сознание. Когда в себя пришел, увидел мимо едущих мотоциклистов, понял — гонка потеряна. Подъехала ‘скорая’ и меня с сотрясением мозга в больницу увезла.
В другие годы так близко к победе не ехал, но всегда был где-то возле медалей. А вот в республике мне равных не было, чемпионом БССР был во всех дисциплинах.
Нравились мне очень в Прибалтике гонки. Туда постоянно ездили. В Беларуси как было — всех знаешь, знаешь слабые стороны, примерно знаешь, как сложится гонка, каким приедешь. А там все — как в первый раз. Другие трассы, другие люди, состав участников покрепче. Выиграть было тяжело, но призером чемпионата Прибалтики по кроссу я был. После этого ко мне уважение появлялось. На следующий год приехал — и уже говорят: «Вот, конкурент из Минска приехал». Это было приятно.
После завершения карьеры мотогонщика я переключился на тренерскую работу и возглавил сборную республики по многодневным гонкам на личных мотоциклах, а позже — и команду «кольцевиков». Начали работать, в многодневке выступали на минских мотоциклах. Естественно, их специально переделывали, но с виду они были как серийные. Результаты не заставили себя долго ждать — и уже в 1974 году мной был подготовлен чемпион Союза в классе 175 — бобруйчанин Леонид Шейко. Очень много призеров было, командой чемпионат страны выигрывали, 2 и 3 места занимали постоянно.
Также и «кольцевики» очень сильно ехали — это Александр Стефанович, Анатолий Лукьянчик, Александр Калачев, Татьяна Бурло, на коляске Вениамин Лапин очень сильно ехал. Чемпионами Союза и на ‘кольце’ были. Куча призеров. Юноши наши вообще чуть монополию не создали — все призы забирали.
В конце концов за высокие достижения как тренера и как спортсмена Центральный комитет ДОСААФ решил присвоить мне звание «Заслуженного тренера БССР».
Все было хорошо, много гонок, спортсменов, трассы, сборные команды. Но с развалом СССР все «похоронили». Последний чемпионат республики по шоссейно-кольцевым гонкам мы провели в 1991 году и с тех пор все. Ни «кольца», ни трека, ипподрома, многодневки. Один кросс остался, да и то, что там за кросс. Если пять гонок за год проведем, то хорошо. Спортсмены талантливые есть, на чемпионатах мира и международных гонках призовые места занимают, но в Беларуси для них нет условий. Есть трассы, но на них не проводятся гонки, так как это никому не надо. После того, как перестала существовать сборная, я стал тренировать картингистов в РСТК (ныне РУСЦ Бел ОСТО). Отличные парни, трудолюбивые, настойчивые. Сделал я и из них чемпионов республики — это Анатолий Шимаковский, Виктор Пусиков, Денис Лактионов и многие другие. Но и в РСТК деньги на спорт перестали поступать, не было новой молодежи, секция распалась и там.
В итоге я остался без работы, ушел на пенсию и решил спорт оставить. Но мне предложили занять пост тренера мотобольной команды «Заря». Делать было нечего, и я согласился. Спорт этот был для меня новым, пришлось многому учиться, но ничего — справился. Команда вышла на приличный уровень и постоянно входит в число призеров чемпионата республики. Сейчас будет немного тяжело, так как игроки нашей команды получили травмы на чемпионате Европы. Там сборная заняла четвертое место, а в прошлом году — второе. Жизнь штука тяжелая, но ничего не поделать, будем работать.
Если говорить в общем, то, как мне кажется, из всех видов авто- и мотоспорта сегодня более или менее развивается картинг. Но будем надеяться, что это временное явление и белорусские традиции авто- и мотоспорта вновь займут свои позиции.
Беседовал Борис Самкович
Фото из архива Юрия Баранова
UPD: 25 января 2008 года Юрий Михайлович Баранов умер…
Нужна поршневая на чезет 125.6 скоростной.89606118384
Задайте этот вопрос в нашем форуме.
Хочется, чтобы таких людей не забывали…